Пиксяси: прошлое и настоящее.

Автор работы: Глухов Евгений, ученик 9 класса. 

Руководитель: Королёва Светлана Александровна,

                        учитель эрзянского языка и литературы.                                         

 

 Оглавление

  1. Введение
  2. История возникновения села Пиксяси Ардатовского района  Республики    Мордовия.   
  3. Гражданская война.   
  4. Коллективизация. Репрессия.     
  5. Село в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ ветерана. 

  1. Культура и быт села.   
  2. Приложения.  

     Цели исследования: развивать бережное отношение к культуре своего

                                     народа;                 

сохранить памятники культуры и истории своего народа;

провести связующие нити от настоящего к прошлому и будущему.

                              Методы исследования:

1.Научно-поисковые:

- проведение опроса и бесед с жителями;

- работа с архивными документами;

2. Аналитические:

- анализ и синтез собранного материала;

3.Систематизирующие:

-систематизация полученных данных;

 

У истоков

 

  Без знания прошлого, всего, что тебя окружает с самого рождения, что живёт и развивается вместе с тобой, невозможно ощутить в полной мере свою сопричастность к миру, имя которому – Родина. Именно по  этому сегодня мы особенно остро ощущаем потребность в познании минувшего. Прошлое – удивительная временная категория. Люди редко думают о прошедшем. Жизнь заставляет спешить, нужно управиться с настоящим, необходимо позаботиться о будущем. До прошлого ли тут? Но однажды возникают вопросы. А что на этом месте было до меня? Какие люди жили за 100 лет до нас? Чем они занимались, что их заботило? Откуда такие названия? И когда здесь появились первые поселения? Как отмечались праздники?

  У каждого населенного пункта есть своя история, своя тайна, своя изюминка. Одни из них прославились тем, что когда то в них происходили важные исторические события, другие тем, что  в них когда то происходили важные события, третьи тем, что являются родиной знаменитых людей,  ставшими известными благодаря кропотливому труду.

   Пиксяси (Пиксясь)- эрзянское село в Ардатовском районе. Находится на речке Леплейка. В списке «Списке населенных мест Симбирской губернии (1863). Пиксяси - село удельное из 105 дворов Ардатовского уезда. В генеральной переписи мордвы Алатырского уезда, проводившийся в 1671 году, упоминается как «Ардатова, что под Сарпомрого, а Пиксясева тож, Верхосурского стана». Название произошло от имени Пиксесь (Пиксай). Так и назвали село Пиксяси.

  Жизнь пиксясинцев была тяжёлой. Главная забота состояла в том, как добыть хлеб насущный. Урожаи зерновых и других культур оставались низкими. Скот был малопродуктивен. В избах бедность выглядывала из каждого угла. Дома были приземисты (приложение 1), печи топились по-черному, поэтому стены и потолок зарастали чуть не с вершок сажей. В избытке водились тараканы, наперебой пели сверчки свои заунывные песни. Скот держали в избе. В грязи, среди навоза ютились взрослые и дети. Спали на соломе, которую потом сжигали в печах. Отсюда все возможные болезни, которые косили людей, сыпной тиф, холера, оспа. Основным лекарством была святая вода.

  Не мог пиксясинский крестьянин обойтись и без толковых кузнецов. Они были в селе в особом почёте, много разных изделий, необходимых в хозяйстве, делалось их умелыми руками. Добрыми словами жители села вспоминают выдающего мастера Лисина Александра Никитича.         

К сожалению, сегодня в Пиксясях осталось мало таких мастеров. Ценились здесь и печники. И в настоящее время из труб домов идет печной дым с запахом свежевыпеченного хлеба. Своим мастерством и уважением ценят в селе Широкина Семена, Богданова Семена Евгеньевича, Николаева Николая.

 

Гражданская война.

  Затянувшаяся  Первая мировая война истощала страну, бедствия трудящихся масс всё возрастала. Тяжёлое положение сложилось в деревне. В армию было призвано 37% трудоспособных мужчин - сельчан. Хозяйство осталось не только без работников, но и без лошадей, которых постоянно реквизировали для нужд фронта. В результате после трёх лет войны положение в Пиксяси представлялось в следующем виде: полное истощение в сфере производительного труда, безработица, почти полное обнищание масс. Цены на предметы и продукты возросли на 100%, 200% и даже более.   

  Первым председателем сельского Совета был избран Тётин А.А. Чтобы укрепить советскую власть в деревне, необходимо было сплотить бедноту, организовать работу органов для борьбы с кулачеством.

  В селе по несколько раз в год проводилась мобилизация молодёжи в Красную армию. Одновременно крестьяне поставляли для фронта хлеб и другое продовольствие. В течение всей гражданской войны 1917-1922гг. пиксясинцы и их соседи сражались во многих частях и соединениях Красной армии, немало из них погибло смертью храбрых.

  1921г. на страну обрушилась новая беда: бесснежная зима, жаркое, сухое лето. Наступил голод. Люди ели лебеду, кору и листья деревьев. Сильно возросла смертность от голода и различных инфекционных заболеваний: тифа и оспы. Умирали, прежде всего, дети и пожилые люди. Несмотря на все невзгоды  в Гражданской войне 1917-1922 гг. ценой огромных усилий и больших жертв наш народ добился победы.                        

                 Коллективизация.  Репрессия.    

  Десятилетие, предшествующее Великой Отечественной войне, было периодом крайнего напряжения народных сил.

 Его включило форсированную индустриализацию страны, коллективизацию деревни, массовые аресты и казни второй половины 30-х годов, другие процессы имевшие существенные последствия как для мордовского народа. Так и для Пиксяси. Из всех этих явлений в отечественной историографии на первое место традиционно ставилась индустриализация. Однако не умаляя значения этой главной цели партийного руководства для социально-экономических преобразований, следует всё же отметить её косвенное влияние на не посредственную жизнь общины. Индустриализация выкачивала людские и продовольственные ресурсы из деревни, изменяла её социально- политическое и экономическое состояние. Другим не менее важным условием является постепенность приобщения крестьянства к коллективному хозяйствованию. Сталинский план коллективизации предполагал создание коллективных производственных объединений в единообразной форме сельскохозяйственной артели, заключённой в рамки экономического и внеэкономического принуждения, при котором произведённый продукт полностью бы контролировался государством через своих представителей. 17 ноября 1922года ЦК ВКП  во главе с И.В.Сталиным принял резолюцию « Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства», в которой утверждалось, что начался спонтанный переход к сплошной коллективизации. 5 января 1930 года она была дополнена постановлением ЦК «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», объявлявшим « крутой поворот от политики ограничения кулачества как класса на основе сплошной коллективизации». Кто не считался кулаком по советским законам? Согласно постановлению САК СССР от 21мая 1929 года к кулакам были отнесены крестьянские хозяйства, обладавшие хотя бы одним из следующих признаков: систематическим применением наёмного труда с целью эксплуатации; владением мельницей, крупорушкой или любим промышленным заведением с механическим двигателем;          

занятием торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или наличием других нетрудовых доходов. Ликвидация кулачества как класса становится в порядок дня, которая стала и в Пиксясях официальным сигналом к санкционированному властям активному проведению раскулачивания. Раскулаченные делились на три категории. К первой относился так называемый «контрреволюционный актив» - участники антисоветских и антиколхозных выступлений. Все они подлежал аресту и суду, а их семьи – выселению в отдельные районы страны. Ко второй категории относились кулаки и бывшие полупомещики, выступавшие против коллективизации. Они и их семьи подлежали высылке. И, наконец, к третьей относилась часть кулаков. Они полежали расселению в специальных поселках в пределах района своего бывшего проживания. Провести коллективизацию власти решили в самой жесткой форме и в кротчайшие сроки. В деревни и села приезжали «уполномоченные» по проведению коллективизации, за плечами которых маячили кожаные куртки и штыки специальных частей ГПУ. Раскулачивали вплоть до валенок, которые стаскивали с ног малых детей. Весь конфискованный скот, имущество, инвентарь, постройки раскулаченных передавались колхозам, нередко имущество расхищалось в ходе самого раскулачивания. Выселение раскулаченных, как правило, происходило в ночное время, без проводов родственниками. Семьи кулаков выгоняли из изб, сажали на телеги и везли на железнодорожные станции Ардатово и Атяшево. Людей до отправления к месту выселения держали в специально отведенных местах или в наскоро приспособленных для этих целей подвальных помещениях. Выселяемым не разрешалось видеться с родственниками, принимать передачи и одежду. Кулачество подлежало к высылке на Север, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию на самые непригодные земли  и в глухие районы, где не было нормальных условий для жизни. По этой причине многие, особенно дети и пожилые  люди не выдержав нечеловеческих условий погибали уже в пути или по прибытии на место поселения. Как злейшие враги советской власти  были осуждены следующие крестьяне села Пиксяси: Кашеваров Михаил Егорович, 1886 года рождения, колхозник, женат, имел 4 детей, осужден 6 апреля 1930 года Верховным Судом МАССР по статье 58-10 ч.1. УК РСФСР к 7 годам лишения свободы; Кияткин Иван Николаевич, 1903 года рождения, беспартийный, женат, имел 3 детей, осужден 14 ноября 1930 года Тройкой при НКВД МАССР по статье 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы; Никитин  Иван Акимович, 1880 года рождения, беспартийный, крестьянин, родственников нет, осужден 10 января 1931 года Тройкой при ОГПУ по Средне- Волжскому краю по статье 58-10 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы; Таратов Филипп Михайлович, 1900 года рождения, посыльный путей сообщения, осужден Чрезвычайной комиссией к высшей мере наказания – расстрелу за контрреволюционную пропаганду.  Саушкин Платон Михайлович, 1902 года рождения осужден Тр ой НКВД к 1 году лишения свободы. Горин Александр Иванович осужден Тройкой при ОГПУ  к высшей мере наказания – расстрелу. Были репрессированы в Пиксясях и в административном порядке по политическим мотивам ( ссылка, высылка, направление на спецпоселение, а также иные ограничения прав и свобод). Сталинщина жила террором. Перешагнув порог родного дома, человек шагал в безвестность. Она была тем страшнее, что несла с собой клеймо:      «родственники врагов народа». Безвестность подкреплялась страхом и верой, что все делается во имя лучшего будущего. Без вины виноватые уходили в ГУЛАГ и , без вины виноватыми жили жены и дети. Если им позволяли жить. Кто-то из них пытался достучаться до правды. Кого-то из них страшная машина уничтожения по доносу, по количеству, заданному сверху, даже освобождала. Чтобы снова смять через недели, месяцы или даже годы. Безвестность длилась годы и годы. Она продолжалась и после двадцатого съезда (1956г.), впервые назвавшего вещи своими именами.        

                                  Село в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ ветерана.

   Великая Отечественная война уже в прошлом, но её дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь это событие круто перевернуло всю жизнь страны, беда коснулась каждого дома, каждой семьи, судьбы. Неудержимо летит время, проходят десятилетие, сменяются поколения, но память о суровых годах войны не исчезает никогда.                          

 Шестьдесят шесть лет отделяют нас от незабываемых майских дней 1945 года, возвестивших всему миру о Великой Победе советского народа  над гитлеровской Германией. Всё дальше уходит от нас победный сорок пятый. Но с каждым годом всё ярче предстает величие подвига, совершенного в самой тяжелой из войн, какие знала история…

С самого начала войны в Ардатовском районе, как и по всей стране, развернулась работа по мобилизации населения на борьбу с фашистскими захватчиками. За годы войны в действующей армии сражались девять тысяч шестьсот восемьдесят восемь воинов- ардатовцев. Сотни воинов - ардатовцев погибли, освобождая Восточную и Западную Европу от фашизма.

Не обошла стороной война и небольшое наше село Пиксяси. Мужчины- солдаты из села с первых дней войны оказались на передовой, сражаясь за свое Отечество, защищая свою маленькую родину, своих родных. На фронтах Великой отечественной войны сражалось  184 воина из Пиксяси. И только 37 из них посчастливилось вернуться домой.    Одним из них стал Лисин Иван Михайлович (приложение 2). Драматична и своеобразна судьба этого простого советского воина. Она как частица того огромного горя, потерь и стремления к свободе, которую перенес на своих плечах весь советский народ, неизвестный и героический солдат. Его судьба – отражение страданий и невзгод, которые не смогли сломить дух русского солдата.       

Война.  В начале войны Лисин  Иван Михайлович, девятнадцати лет от роду, уже как два месяца находился в рядах советской армии и нес службу под Курском. В военкомате ему предложили службу во внутренних войсках , но он отказался, так как очень хотел служить в артиллерийских войсках, как старший брат. В первый день войны их артиллерийский полк был направлен на фронт.  На вооружении в их полку были гаубицы. По словам Ивана Михайловича, она весила больше двух тонн и поэтому её везли на тракторе. Снаряды, которыми стреляла гаубица, весили порядка сорока килограмм. Ужасы первых дней войны солдаты узнавали от беженцев, которые шли, ехали на подводах, бежали навстречу . Картина ужаса, страха, всеобщей беды поражала солдат, идущих навстречу с неизвестным. На пятый день начались бомбежки с воздуха, немцы окружали не успевших вступить в бой солдат. Приходилось отступать, на машинах отправляли раненых. Иван Михайлович вспоминает, что еле успел донести раненого  друга до машины, как начался новый обстрел. И так день за днём: бой, отступление, окружение. Смерть на каждом шагу. От полка осталось не более 150 человек. Приходилось уже не сражаться, а спасаться . Каждый выбирался как мог. Плутали по лесам до сентября месяца, голодали. За ними по пятам шли немцы. В один из вечеров Иван Михайлович   вышел к ближайшей деревушке за едой, но незамеченным ему пройти не удалось. Он вернулся к своим, поели и легли спать в стогу сена, потому что шёл дождь. Утром их сонных окружили немцы, отобрали оружие, винтовки разбивали об пни. Потом командира полка схватили и расстреляли перед ними. Так немцы поступали  со всеми попавшими к ним в плен советскими командирами. Солдат не били. Повели к оврагу и столкнули в него,  он был уже забит пленными. Потом повели. Однажды завели ночевать в зерносклад, там была фасоль, все кинулись есть, рвало потом до потери сознания. В Орше пленных оказались тысячи. Как селедку, напихали людей в вагоны, повезли. Многие умерли по дороге в  тесноте и давке. В Польше лагерь для военнопленных располагался прямо под открытым небом. Их там было тысяч семь, из которых половина умерли от голода и холода.

Здесь Иван Лисин встретил четырех  земляков. Иван Зорькин оказался из соседнего села Кельвядни. Они держались вместе, чтобы согреться ночью в вырытой яме, родной язык согревал их души. Через полтора месяца их вновь погрузили в вагоны, повезли в Германию. И рабство продолжалось до апреля 1945 года…

Иван Михайлович рассказывал мне про ужасы плена, и скупая мужская слеза то и дело наворачивалась на глаза. Он смахивал её  рукой и при этом тяжело вздыхал. Иван Михайлович говорил о деревянных колодках, которые были у них на ногах, о тяжелом труде на полях помещиков. Ему очень тяжело  это вспоминать. Ивану Михайловичу Лисину, единственному в селе Пиксяси участнику Великой Отечественной войны идет восемьдесят девятый год.

В сорок пятом году после освобождения все были вне себя от радости.  Но война ещё не закончилась и освобожденных пленных русских для выяснения обстоятельств отправили в запасной полк. Каждым солдатом занимались представители особого отдела, после чего Иван Михайлович был направлен в 237-ой артиллерийский полк. Больше года прослужил в Германии. В мае сорок шестого года вернулся домой, вскоре женился. С женой Зоей  Николаевной живут уже шестьдесят три года, вырастили семерых детей. И не мог он даже представить себе там, в немецком плену, что судьба уготовит ему столь долгую  и интересную жизнь. Иван Михайлович говорит, что выжить в трудных условиях плена ему помогла природная крепость крестьянских корней, ген долгожительства и здоровья, доставшийся от родителей. На войне погибли три старших брата: Андрей погиб в Белоруссии, Павел – В Польше, а Емельян – под Ленинградом, защищая «дорогу жизни», по которой ленинградцам доставляли еду.

Слушая воспоминания Ивана Михайловича, я невольно проникался симпатией к нему,  к его нелегкой судьбе. И чувствовал переполнявшую меня гордость за солдат той войны, перенёсших на своих плечах тяготы и лишения, но не сломленных и не потерявших веру в справедливость, подаривших  мир всей планете. Это благодаря им, солдатам Великой Отечественной, всем тем, кто ковал победу в тылу, мы живем сегодня в мирной стране. На примере этих людей  воспитывается чувство патриотизма и любви к своей родине и его людям, которых не сломили ни голод, ни рабство.

Культура и быт села

      На всех этапах развития нашего общества учитель был самым уважаемым человеком.  К его словам прислушивались, ему верили. Главная, пожалуй, черта хорошего наставника заботливость. Поэтому важное место в жизни села всегда занимала школа.   Во главе педколлектива на протяжении ряда лет стоит Саушкина Мария Николаевна (приложение 3). Она коренная жительница села. Ее детской мечтой была – стать учителем. Мечта сбылась. После окончания Ичалковского педучилища Министерством образования была направлена в родное село. Мария Николаевна в этом же году  поступила в пединститут им. Е. Евсевьева. Школа была начальная, детей было много, но классы были объединены. Поработав два года, заметив ее трудолюбие, талант, энергичность Управлением образования была назначена заведующей школой.

  Шли годы… Времена менялись… В селе началось строительство типовой основной школы. В центре села стало красоваться двухэтажное, благоустроенное здание. Жители села этого может и не заметили. Для оснащения школы, до открытия,  Мария  Николаевна приложила много труда. Инвентарь, мебель, наглядность по предметам, оборудование для пищеблока, все пришлось везти ей из Саранска. Пришлось ездить не только по Мордовии, но и в Чебоксары за спортивным инвентарем. Вот уже   более тридцати лет  она возглавляет школу. Она является примером профессионализма, принципиальности, человечности. Главная ее черта – это любовь к детям. Каждый проведенный ею урок, для нее – праздник. Она награждена Почетной грамотой Управления образования, грамотой Администрации Ардатовского района, Почетной грамотой Государственного собрания РМ, имеет нагрудный знак «Почетный работник образования РФ» и множество благодарственных писем. Я горд тем, что являюсь ее учеником.                 

   Ценятся в селе и квалифицированные работники, такие как Нуштайкина Мария Степановна (приложение 4).  Родилась она 6 апреля 1952 года в селе Старое Ардатово. Её родители пользовались доброй славой трудолюбивых, дружелюбных, отзывчивых людей. Воспитание полученное в родном доме, сформировало характер Марии Степановны, определили её судьбу. После окончания школы в 1969 году Михатова Мария Степановна поступила в Саранское медицинское училище. После окончания училища была направлена в Ардатовский район. В районе направили в село Пиксяси. Это было в 1972 году. « Это было давно, это было недавно» - так говорит Мария Степановна. С большим энтузиазмом молодой специалист включилась в работу по оказанию помощи жителям села. Вот уже 39 лет работает в этом селе. Население тогда составляло 682 человека. Двоих детей с мужем Нуштайкиным Николаем Ивановичем вырастили, воспитали. Уже подрастают три внука.                   

  Любит Мария Степановна свою работу. Любят, уважают её пиксясинцы за трудолюбие, простой и открытый нрав, бескорыстие. Всегда умеет ладить с окружающими. А если вдуматься, не в этом ли и состоит счастье: быть в ладу с собой и с миром.         

 Не обойтись на селе и без библиотеки. Её работник Карпушкина Нина Яковлевна (приложение 5). С большой теплотой и любовью вносит свой вклад в духовное воспитание сельской молодёжи, помогает детям развить кругозор, прививать интерес к новым знаниям. В библиотечных стенах постоянно проходят уроки доброты, диспуты, литературные вечера. Зайдя в библиотечный зал, чувствуешь себя как дома – на подоконниках цветы, красочно оформлены тематические уголки. Это говорит о том, что Нина Яковлевна любит свою работу.

  Ни один из праздников не обходится без участия клубного работника Козлова Александра Васильевича. Воплотить в жизнь множество ярких задумок ему помогает коллектив художественной самодеятельности, учителя местной школы. Сам он человек яркий, энергичный, жизнерадостный. Тон праздникам придает сам. Он и поет, и играет, и пляшет. Много раз участвовал в республиканских и районных конкурсах «Играй, гармонь», «Ищем таланты», «Фольклорный праздник».

 Талантливы не только руководители, но и жители села.

 Дементьева Мария Ефимовна(приложение6)- коренная жительница села. Она сочиняет народные песни, частушки, семейные легенды, свадебные обряды и придания.  С некоторыми из них, хочу познакомить и Вас.                                       

                                 Одирьвань урнемат.

1.Иё вай ваех э ваяень охо вай ай ваех ваяень 

Велень сядонь паз э корьмакай

Велень сядонь паз Матушка

Ашо ризат тон э орчиитя

Сиянь крёсткеть тон саика

Ашо ризасэт вельтямизь

Сиять крёсткесэть пирямизь

Иё вай ваех э ваяень охов ай ай ваех ваяень.

 

2. Эх кудавинень –авинень.

Вай кудавинень свахинень

Аволь те шкане тулодозь кенкшенк кирдевлинк.

Аволь те шкане нежедезь кенкшенк кирдевлинк.

Кода яксекшнесь вай пиже дуганк ульцява.

Я сиденькава банява

Иё вай ваёх э ваяень охов ай ай ваёх ваяень.

 

3.Вай пиже дуга Марина

Мазый дуга Марина.

Пряват мон каян ней паця.

Превень максыця ультяя.

Сурезэть эвкстык сиянь суркс.

Суре виевне ультяя

Пильгезэть путан мон сият.

Сия валдосо эряка

Иё вай ваёх э ваяень охов ай ай ваёх ваяень.

 

4.Бояравинеть –од тейтерть.

Бояравинеть –од тейтерть.

Эрде вачинка вачинка.

Ашо калаця курникем.

Эрьде вачинка вачинка .

Седей вити монь прякинем.

Иё вай эваяень охов ай ай ваех ваяень.

 

5.Пасиба пазнэнь парынем.

Пасиба а верешки пазнэнь.

Сиячоворгадсь пиже юткс.

А мон човоргадынь од родняс.

Мон човоргадынь од раськес.

Миненек шка сась ней лисемс.

Миненек эх шка сась ней теумс.

Иё вай э ваяень охов ай ай ваёх ваяёнь.

                                              Одирьвань урнемат.

Зярдо наряжави одирьвась, лиси ушов лисьма лангс.Устави урнеме.

     Лисьма ава матушка, лисьма ава корьмакай.

     Дайка простятано остаткине раз

    Больше асави самс лангозот шлякшномо.

    Простямак инеське.

    Паряк сакшнокшнынь лонгозот апак шлякшно- нардакшно.

    Простямак инеськеть.

Мейле пачкоди эсест кустим пес ды ушоды урнеме.

   Авай авакай листяяк,

   Каршозон листяяк сречамон.

  Кемгавксово ие эринь,

  Эзитень тертне каршозон,

  Эзитень тертне вастомон.

Мейле урни ялгазо, эседензэ однэ

   Нина ялакскем эрьга ваныка,

   Монь сэрем туи а туи мелезэть

Ялакскесь отвечи мазат, вадрят.

Одирьвась сурозонзо массы суркс.Мейле озыть кашадо ярсамо.Кода ярсавить одирьвась ушоды урнеме.

  Ужо пурнаса эрямо парем,

  Ужо вачкаса мон паром.

  Мон путан колмо сиянь ярмакеть.

  Ней мон туян пизэнь-ошконь пурнамо,

Пиже какань кастомо,

Ававтонь –парыянь мелень ваномо.

Мейле лиси бояраваксчинь ильтеме ды урни ков ней ильтяса тейтерьксчим?

   Вай Таняка ялакскем,

   Сакаяка боказон, сакаяка малазон.

   Эрьга примика бояраваксчим.

    Иляка якавто кулынь-ёминь таркава,

    Синдень-горянь таркава,

    Якавтыка ялакскем,

    Киштинь- морынь таркава, пирга –беседава.(максы лента)

Мейле моли аванзо- тетянзо  икелев ды карми урнеме.

     Авай-авакай дайка простятанок.

     Ней мон валскеяк а стян,

     Чокшнеяк ульцяв а пурнан,

     Вень куншкат ульцясто а сован.

Омбоце чистэ учить кудат.одирьвась сти ды ушоды урнеме.

    Авай-авкай, кудось пешкедсь а содавикс инжеде.

    Ужокая мон оргодян.

    Кепедезэ виев варма,кепедезэ виев буря,

    Сэрь сулеем вельтясо, пильге следом калмасо,

    Илязан муев ногайнень,илязан муев башкирнэнь.

 

Туи одирьвась шабра кудос.Те шкане каванить кудатнесэ.

Одирьвась сы мекев кудов, карми авазо баславамонзо.

 

     Авай-авакай баславамака,

    Ламо мелень ваномо,

   Ломань коронь кирдеме.

   Содасак авай кодамо,

   Ломань мелень ваномась,

   Ломань коронь кирдемась.

 

Одирьвасть сайсызь цёрань кудонтень.

  Всем в войну было тяжело: и на фронте, и в тылу. И очень трудно пришлось солдатским вдовам, многодетным матерям. Мария Ефимовна сочинила стихотворение про  жизнь свекрови. С первых дней войны её мужа убили.Она осталась одна с грудным ребёнком на руках.

 

Ледсь мелезэнь се велинесь.

Косо мон ялгат чачинь.

Кода тесэ од порынем ,

Эйкакш чим мон ютавтынь.

 

Тетям, авам ульнесть шумбрат,

А минь кавонек.

Эйкакш чинек весёласто,

 Минь ютавтынек.

 

Комсь кавтово ие эринь,

Мирденень лисинь.

Мирде марто кавто иеть,

Пек парсте эринь.

 

А колмоце иень потсто,

Раужо лишме ардсь.

Ды велентень берянь куля,

Сон бойкасто кадсь.

 

Цела ве эзинек удо,

Велетне лажасть.

Од аватне весе мирдест,

Войнав ильтясть.

 

Мндак Васянь ильтия,

Лайшемс арась шка 

Киргазон лиядсь монь какам,

Кото недляшка?

 

Каканзо марто сон простясь.

Ды эвкстызе поц.

Вещь мешоконзо саизе,

Ды сыргась окопс.

 

Мон лиядынь цёркань марто,

Эрьва чи лажан.

Вася сёрмады войнасто,

Учок Анка сан.

 

Вана ютасть ламо месяцт,

Друк войнась оймась,

Монень кандсть раужо конёв,

Мирдеть ёмась.

 

А монь седеесь а кеми,

Яла эйсэнзэ учан.

Ужока мон военкоматс,

Конёвнэ кучан.

 

Учомась стяко эзь ёма,

Курок куля сась.

Только аволь монь Васядо,

Сонзэ пенсиясь.

 

Истя ютась ней од шканок,

Кода раужо туман.

Хотя эрямось ней пек вадря,

Куломо арсян.  

 

  Пиксясинская церковь

    В духовной жизни пиксясинских крестьян основную роль играла церковь. Они просили у Бога здоровья, рассказывали ему о своих печалях, поминали усопших, молились о благополучии в делах повседневных, венчались, причащались, освобождались от грехов.

Храм был деревянный, без колокольни, построен прохожанами в 1859 году. Престол в нём в честь Рождества Христова. Церковной земли 47 кв.саж. усадебной и 33дес.пахотной и сенокосной. Причт состоял из священника и псаломщика; дома для них были общественные, построены были на церковной земле. Жалованье было от казны: священнику 300 рублей, псаломщику 100 рублей. Эта церковь сгорела при пожаре и была возобновлена только в 1895.Колокольня строилась в начале 19 века. Престол вначале имелся один- в честь Рождества Христова, но в 1903, по окончании работ в трапезной, был освящён придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Пиксясинский храм- из числа немногих сохранившихся старых деревянных. В восстановлении святыни в середине 1990-х, принимали участие как местное сельхозобъединение, так и ряд промышленных предприятий Саранска. Освящён архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием с наименованием Казанский. Приход восстановлен. Храм заново расписан иереем Алексеем Бутяйкиным.  

 Фольклор – это душа народа. В фольклоре отразилось всё: и история, и самобытность русского человека, его надежды и чаяния. Я провёл исследовательскую работу по изучению истории этнографии нашего села Цель работы: как можно больше узнать для себя народных песен, обрядов. Познакомиться с историей деревни.

  Цель благородная - не дать угаснуть огню фольклора, не дать оборваться ниточке, соединяющей прошлое и настоящее, не растерять и в будущем передать другим поколениям то, что испокон веку берегли и хранили наши далёкие предки.

  Моя бабушка Глухова Анна Антоновна рассказала мне, как проводились раньше праздники и гуляния в селе Пиксяси. Я узнал, как отмечали наши предки Рождество, Пасху, Масленицу и другие праздники. Слушая об этом, я будто окунулся в те времена, а на душе был такой же праздник. Интересные были Рождественские гадания, забавно и радостно проводили Масленицу, необычно праздновали Пасху. Многие обычаи этих праздников забыты, но мы постараемся не забыть то, что передали нам бабушки. Эти обычаи сохраним и передадим  по наследству своим детям.                

                             Празднование Рождества.

Особенно торжественно и своеобразно отмечались Рождество и Крещение, сопровождавшиеся массовыми гуляниями и гаданиями. гадали и взрослые и дети. Молодёжь наряжалась, ходила по дворам и калядовала, пела песни и плясала В рождественское утро мальчики ходили  калядовать, пели песню:

                                 Рождество твоё Христе боже нас,

                                 Воссияние мирови и свет разума.

                                 В нём во звездам служащие,

                                 Звездою учахуся.

                                  Те кланяется солнце правды,

                                  И тебе видется с высоты востока.

                                  Господи, слава тебе!

                                 С Рождеством!

Этот обряд соблюдается до сих пор.

             Крещение - рождение свыше, «от воды и Духа»

 Крещение Господне отмечается 19 января. Я беседовал со священником о. Алексеем. Я попытался выяснить, что означает таинство Крещения, что должен знать человек прежде, чем придти в Храм Божий.

- Отец Алексей, мы называем себя христианами, а что значит быть христианином?

- Христианская церковь- это общество людей, верующих в Христа, а храм- это лишь здание. Господь сошёл на землю, его Слово живёт с нами, уча нас истине. Бог- это источник нашей жизни, и если мы отпадаем от него, то, конечно же, умрём, и чтобы этого не случилось, за нас умирает Бог, и тем самым спасает нас от смерти. И когда мы принимаем Крещение, в душе признаём, что Христос пришёл на землю ради того, чтобы принять смерть за нас.

Благодать Крещения идёт с каждым человеком до конца его жизни, если, конечно, он не отрекается от Христа. Она будет вместе даже с теми людьми, которые сомневаются в своей вере.

- А можно ли ходить в церковь людям, которые не крещены?

- Такие люди приходят не в церковь, а Храм. Он открыт для всех людей. Но посещая его, не значит быть христианином. Те, которые некрещеные, ходят как гости, а те, кто принял крещение, идут сюда как дети в дом Отца своего. Иисус Христос установил крещение для того, чтобы возродить духовность, чтобы человек смог очиститься от грехов. В Свящённом писании сказано, что рождение человека- великое событие, но «рождённое от плоти есть плоть». И далее: « Рожденное от Духа есть дух… должно вам родиться свыше».

Так вот: Крещение- и есть рождение свыше – от «воды и Духа».

- А что означает вода?

- Значение этого слова большое. Оно несёт в себе прежде всего жизнь. Все мы зародились в воде – в утробе матери. Иисус Христос в образе человека, принимая Крещение, вошёл в воду, дав понять, что он вместе снами и с каждым из нас, т.е.он не отделял себя от простых людей.      

- Отец Алексей, человек как-то должен подготовиться к таинству Крещения или это может быть сиюминутное решение?

- Был у меня знакомый. Как –то поделился со мной, что он сих пор некрещеный и обещал придти в церковь. Я поверил, что он придёт. Но прошёл месяц, второй…То он заболел, то на работе проблемы…

Прежде чем принять Крещение, надо сначала открыть своё сердце Богу, а он всем поможет на пути к вере. Как это надо сделать? Возьмите в руки Евангелие и прочтите его, выучите некоторые заповеди, т.е. научитесь обращаться к Богу с молитвой.

- Взрослый человек, может, и возьмёт Евангелие, а как подготовить ребёнка, который ещё не то что читать, но и ходить не умеет.

- На то него есть родители. Они должны за него молиться, чтобы Господь наш принял его крещение. И ещё: те кто идёт крестится, должны иметь крестик. Должны быть крёстные отец и мать .Для девочки обязательно мать, для мальчика - отец. Нужно и ребёнка подготовить, прежде чем идти в церковь: чтобы он вёл себя смиренно, не капризничал, не кричал, был готов к тому, что его окунут в купель. И заранее выбрать имя ребёнку. Желательно, если это новорожденный, дать ему имя какого- ни

будь святого, в месяц которого ребёнок родился. Дело в том, что этот святой станет покровителем ребёнка до его жизни. Когда батюшка будет совершать крещение, родители в это время должны молиться про себя, чтобы Господь принял это крещение. 

В Пиксясях в Крещенский вечерок девушки гадали. Они выходили на улицу и слушали, откуда слышались голоса, оттуда жди сватов.

В деревне есть ключ, вода в котором считается святой. Люди до наших дней на праздник Крещения купаются в проруби.             

                        Празднование Масленицы.

На Масленицу пекли блины. Пили квас и брагу. Всеми любимой забавой было катание на наряженных лошадях: прикреплённые к дугам бубенчики громко звенели при быстрой езде, создавая праздничное настроение. Пиксясинцы устраивали массовые гуляния. Для этого было отведено специальное место, называемое «Мастя пандо». Здесь проходили проводы зимы: смельчаки залезали на высокие столбы, молодые люди соревновались в перетягивание каната.

На Благовещение пекли крестообразные лепёшки, в каждую из них клали предсказывающий предмет: щепку, денежку, бумагу, крест, зерно. Тот, кто обнаружит, например щепку, будет плотником, денежку, будет богатым. День выгона коров и овец в стадо, превращался в настоящий праздник. Молились за сохранность скота. Нанятым пастухам женщины выносили пироги, яйца.

                           Празднование пасхи.

Пасху Пиксяси также праздновали после богослужения, пекли ватрушки, красили яйца, убирали избу, стирали одежду, квасили молоко. Люди поздравляли друг друга, обращались ко всем со словами: «Христос воскрес».Утром ходили на кладбищу. Эта традиция осталась до тех пор. Молодёжь веселилась: катали крашеные яйца, играли на гармошках, плясали. Вечерами собирались на посиделки в назначенный дом, где при свете лучины пели песни, частушки, плясали, играли на балалайке. Рассказывали свои сны, по которым старались предугадать судьбу. Народ был очень суеверен. Верили, что прибежавшая дорогу кошка- худой знак. Дети в свободное  время  играли в разные   игры: бабки, лапту, пятнашки, «жестянки». В Пиксясях на Пасху делали качели. Молодежь и дети до позднего вечера качались на качелях. И в старину и сейчас Пасху отмечают целую неделю. В Пиксясях  в пасхальную неделю батюшка местной церкви ходит по дворам и совершает обряд освещения от недугов.

                                  Заключение

Работая над своей исследовательской работой, попытался приоткрыть страницы истории маленького мордовского села Пиксяси. В ходе исследования я посетил районный архив, встречался со старожилами села. Всё что мне удалось узнать, я изложил в своей исследовательской работе.

Оглядываясь в прошлое, всё больше убедишься, какие трудолюбивые, одухотворённые, талантливые люди жили и живут на этой земле.

 

Яндекс.Погода
Создать бесплатный сайт с uCoz