Литературное чтение 3 класс Пояснительная записка Литературное чтение в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения Обучение литературному чтению в 3 классах школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения ведётся по учебнику «Литературное чтение» авторов И.В.Сафонова, И.В.Чиж, Черкезова М.В.).
Методический аппарат учебников предполагает единый, независимый от условий школы конкретного региона минимум языкового материала, без которого невозможно осуществлять простейшие коммуникации по-русски. Содержание учебников соответствует «Обязательному минимуму содержания образования по русскому языку для учащихся начальных классов национальных школ РФ». Они построены на функционально-практической основе, которая опирается на опережающее изучение детьми явлений родного языка, т.е. учитывает основную особенность преподавания русского языка как государственного в школах Российской Федерации. Единый комплект с учебниками для каждого класса составляют рабочие тетради и методические пособия для учителя.
Литературное чтение Федеральный компонент государственного стандарта исходит из идеи возрастания роли в начальном образовании литературы как гуманитарного предмета, призванного содействовать расширению нравственно-эстетического опыта учащихся и воспитанию уважения к русской культуре и культуре других народов России. Литературное чтение в школах с родным (нерусским) языком и русским (неродным) языком обучения, имея много общего в реализации единых с русской школой образовательных и воспитательных задач, обладает своими особенностями, которые должен учитывать учитель при построении процесса обучения. При подборе материала к уроку учитель учитывает своеобразие этнической культуры и других особенностей жизни ученика, влияющих на восприятие им текста на неродном языке. Важнейшей составляющей деятельности учителя является реализация принципа опоры на родной язык и родную литературу. Это проявляется в стандартизации методов и приемов, в общности учебных действий при построении связных высказываний, приведении способа выражения и оформления речи в соответствие с условиями общения. Большое внимание уделяется словарной работе как важному условию развития русской речи. Эта деятельность учеников присутствует на каждом уроке и, как правило, составляет самостоятельную структурную единицу. Учащиеся сравнивают различные слова по звучанию, лексическому значению, запоминают новые слова парами: слово родного языка и соответствующее слово русского языка. Целесообразно также устанавливать ассоциативные связи с произведениями родной литературы: сравнивать образы произведений разных народов, сопоставлять их поступки и характеры, выделять общее и специфическое. Круг чтения по литературному чтению ориентирует на постепенное расширение читательских возможностей детей и их представлений об окружающем мире, о своих сверстниках, о природе и ее охране, о родине, о труде, об играх, приключениях, что способствует накоплению социально-нравственного опыта ребенка. Одновременно предполагается, что круг чтения может быть скорректирован по инициативе самого учителя. В качестве дополнительного учебного материала могут вводиться тексты о жизни родного села (города, района), переводы детской литературы с родного языка. Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения, развитие навыка чтения как вида речевой деятельности — от громкого чтения вслух до чтения про себя. На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям. Учитывая специфику изучения литературного чтения в школе с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, большое значение придается развитию диалогической речи учащихся -формированию умений и навыков воспринимать фразу собеседника, переспрашивать и уточнять чужое высказывание, строить ответную реплику, участвовать в диалогах на заданные темы и ситуации при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Это значит, что на четвертом году обучения учитель может проводить работу по созданию учащимися письменного текста - рассуждения. Построение небольшого монологического высказывания повествовательного и описательного характера осуществляется в процессе работы с произведениями - как подражание жанрам рассказа, стихотворения, сказки. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; — работать с различными типами текстов; — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
3 класс (Литературное чтение. 3 класс: учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения) / И. В. Сафонова, М. В. Черкезова, И.В. Чиж. - М. : Дрофа, 2008.)
Курс «Литературное чтение » в 3 классе включает следующие разделы:
- Устное народное творчество; - Из быта русского народа; - Чудесная сказочная страна; - Картины родной природы
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Рекомендуемая литература:
1. Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 2. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. 3. Брыжинский А.И., Пашутина О.В., Чернов Е.И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. 4. Все о Мордовии. Справочно – энциклопедическое издание/Сост.: Е.М.Голубчик, В.Д.Еремкин, В.С.Ионова, А.С.Лузгин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. 5. Земля была б без них мертва... Предания и устные рассказы /Сост., пер. на рус. яз., предисл. и примеч. Л.В. Седовой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.
6. Легенды и предания мордвы /Сост. Л.В. Седова. - Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1982.
7. Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980.
Внеклассное чтение 19 часов
|
|
|